Главная » 2018 » Июнь » 22 » Долгая дорога к тегеранской нефти: на что могут претендовать российские нефтяники в Иране
18:10
Долгая дорога к тегеранской нефти: на что могут претендовать российские нефтяники в Иране

Российские нефтегазовые компании готовы вложить до $20 млрд в добычу углеводородов в Иране, несмотря на сложный опыт работы в этой стране. Дешевые иранские ресурсы даже при отсутствии понятных условий сотрудничества остаются привлекательным активом, объясняют опрошенные ТАСС аналитики. Некоторые из них ожидают, что в ближайшем будущем отечественные нефтяные гиганты смогут выйти на подписание контрактов в Иране.
 
Уроки персидского
 
Получить доступ к иранской нефти российские компании пытаются более 15 лет. Первым, кому удалось войти в иранский проект стал "Лукойл". В 2003 году компания создала консорциум с норвежской Statoil по разведке нефтяного блока Анаран. В 2005 году совместное предприятие (СП) уже отчиталось об открытии крупного месторождения Азар с запасами более 2 млрд баррелей.
 
Однако в 2007 году компания была вынуждена заморозить проект из-за введения в отношении Ирана американских санкций, которые ограничивали инвестиции в страну объемом до $20 млн. Санкции были вызваны активностью Ирана в ядерной сфере. В 2009 году "Лукойл" окончательно вышел из консорциума.
 
Заменить "Лукойл" на перспективном месторождении Азар тогда попыталась "Газпром нефть". Однако в августе 2010 года Иран разорвал с компанией договор, сославшись на то, что "реализация проекта слишком затянулась". Контракт в итоге был передан консорциуму местных компаний.
 
Добывать в Иране пыталась и "Татнефть" и "Зарубежнефть". Однако торги, которые изначально планировалось провести в середине февраля, а затем до конца марта, так до сих пор не состоялись.
 
Рискованный Восток
 
Геополитика - основной риск для работы российских компаний в Иране, единодушны собеседники. Равно как и слабая надежность Ирана как партнера. "Все попытки за эти годы кончались какими-то разочарованиями, в реальные проекты не вылилось. Это значит, что мы там не научились выстраивать бизнес", - сетует глава энергетического центра "Сколково" Татьяна Митрова. В том числе потому, что "несоблюдение собственных обещаний по контрактам для Ирана давняя традиция".
 
"Эти люди меняют правила игры тогда, когда считают необходимым", - соглашается с ней Зацепин и добавляет к списку проблем, с которыми российские компании могут столкнуться в Иране, еще и географию.
 
По его словам, ряд месторождений, которые предлагаются российским нефтяникам, являются сложными с точки зрения обустройства и эксплуатации. "Это месторождения удаленные от уже разрабатываемых в настоящее время. Причем иногда удаленные через горный хребет", - говорит он. "Все сливки иранцы оставили себе. Нам предлагается только то, что требует крупных вложений", - не сомневается Зацепин.
 
Однако Фалакшахи из Woodmac не соглашается с ученым. "Большинство из тех месторождений, которые предлагаются русским, браунфилды, то есть месторождения с уже имеющейся инфраструктурой. Вышки, скважины, перерабатывающие мощности и трубопроводы уже есть там, что делает разработку этих зрелых месторождений более легкой", - говорит он.
 
Фалакшахи приводит пример Ирака, в котором добыча на некоторых зрелых месторождениях имеет большую доходность, чем на новых, просто потому, что начать добывать, а значит и вернуть вложенные деньги, у инвесторов там получается быстрее.
В целом предложенные российским нефтяникам иранские месторождения не очень сложные, считают в Woodmac. "Они считаются средними по размерам по иранским меркам, но все же это крупные объекты. Мы полагаем, что каждое из них в среднем обеспечено примерно 300 млн баррелей извлекаемых запасов в течение 20 лет", - говорит Фалакшахи. При этом самый большой потенциал, по его оценке, у месторождения Аб- Теймур - до 500 млн баррелей извлекаемых ресурсов (консервативная оценка - до 15 млрд баррелей). "Лукойл" может утроить суточную добычу на этом месторождении до 155 тыс. баррелей
 
По мнению экспертов, разработка иранских проектов для российских компаний может занять годы. "За месяцы даже в России не разворачиваются, в Иране 1,5-2 года нужно", - считает Зацепин. Эксперты из Rystad напоминают, что в соседнем Ираке срок разработки "Западной Курны - 2" "Лукойлом" от победы в тендере до начала добычи занял четыре года.
 
Просмотров: 220 | Добавил: porthekar1986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0